Третья бронзовая книга Великого Новгорода

Новгород. – 2011. – 21 июля

Год кропотливого труда – и вот новгородскими скульпторами Сергеем Гаевым и Вадимом Боровых представлены на суд специалистов эскизы восьми из шестнадцати барельефов, которые в скором времени должны придать законченный вид стеле «Город воинской славы». Академик Валентин Янин, доктор исторических наук Елена Рыбина, руководитель новгородского Центра археологических исследований Сергей Трояновский и заведующий отделом по культурному наследию комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода Владимир Орлов в целом одобрили эскизы, признав, что все исторические детали и стилистические нюансы соблюдены в точности.

На эскизах, выполненных в натуральную величину (1 квадратный метр), представлены первые восемь сюжетов воинской истории Новгорода – от похода Ярослава Мудрого до петровских времен. Уже в самом начале работы было решено, что изобразительный ряд будет выдержан в стиле, характерном для описываемой эпохи. Так в эпизодах, посвященных истории Древней Руси, за основу взята летописная миниатюра. Но если один из сюжетов в точности копирует икону XV века «Битва новгородцев с суздальцами», то история разорения Торжка монголо-татарами – воплощение вдумчивой исследовательской работы и творческого воображения художника. На переднем плане будущего барельефа изображена коленопреклоненная фигура перед легендарным Игнач Крестом, символизирующим место, где остановилось монголо-татарское иго, ста верст не дойдя до Новгорода. В свое время историками академиком Валентином Яниным и Алексеем Фроловым было точно установлено, где в древние времена стоял Игнач Крест. Но поскольку изображений его не осталось, автор эскиза Сергей Гаев взял за основу аналогичный мемориальный Воймерицкий Крест.

Для барельефов, посвященных эпизодам времени Московского царства, за художественную основу взят лубок. Знакомые новгородские пейзажи, исполненные в западноевропейской манере, способны вызвать недоумение – шпили, готический облик строений, прямоугольное очертание кремля. Тем не менее они точно отражают принятый изобразительный стиль того времени.

Как рассказал Сергей Трояновский, являющийся членом рабочей группы, отдельных размышлений потребовали и варианты будущего воплощения барельефов в бронзе:

– Поначалу хотели сделать копья и мечи отдельными деталями. Но побоялись, что вандалы не устоят перед искушением отпилить на память кусочек меча Александра Невского. Так что решено барельефы отливать цельными.

Конечно, члены рабочей группы учитывают, что далеко не каждый из нас может блеснуть отличным знанием истории. Поэтому содержание каждого барельефа будет разъяснено на специальных табличках. Над их содержанием и степенью развернутости сведений также размышляют историки.

Следующий этап – воплощение всех восьми проработанных эпизодов в гипсе или пластилине и демонстрация их новгородцам. Напомним, что завершение монумента «Город воинской славы» требует вложений. На установку стелы и мини-стел затрачено 28 миллионов рублей, из них 8 миллионов – народные пожертвования, внесенные в Фонд воинской славы. Чтобы закончить оформление мини-стел, требуются еще 8 миллионов рублей, которые предстоит собрать.  

– Стелу «Город воинской славы» уже сейчас называют третьей бронзовой книгой Новгорода: первая –Магдебургские врата, вторая – памятник «Тысячелетие России». Этот монумент мы создаем на века, и у новгородцев есть прекрасная возможность вложить средства, чтобы внуки и правнуки могли с гордостью сказать: эта стела возведена в том числе и на деньги нашей семьи, – поясняет Владимир Орлов. – Безусловно, новгородцы должны видеть, во что именно они вкладывают средства, поэтому уже в ближайшее время мы постараемся организовать широкий общественный просмотр эскизов барельефов.

Параллельно продолжается работа над следующими восемью эпизодами. Последний из них, посвященный исполнению воинского долга новгородскими воинами-интернационалистами, дольше других вызывал сомнения. Но изучение аналогичных стел в других городах окончательно убедило членов рабочей группы, что эти страницы истории не должны быть вычеркнуты из нашей общей памяти.

Кстати. Музей Дмитрия Балашова при Центральной городской библиотеке (ул.Т.Фрунзе-Оловянка, д.7,тел. 63-53-62) приглашает всех почитателей таланта писателя принять участие в выставке-голосовании «Памятник Дмитрию Балашову. Каким он будет?». В экспозиции представлены фотоматериалы из личного архива писателя, которые, на взгляд организаторов, наиболее ярко отражают личность и характер Балашова. 30 фотографий сгруппированы в 7 позиций. Посетители выставки могут высказать свое мнение о каждой группе. Результаты голосования будут переданы скульптору. Выставка работает по 31 августа с 11.00 до 19.00, выходные дни: воскресенье, понедельник.