«Бронзовая Русь сияет снова...»

2 ноября в Новгороде отметят 70-летие второго открытия разрушенного фашистскими оккупантами памятника «Тысячелетие России». С историей восстановления памятника можно подробно познакомиться в краеведческой библиотеке «Диалог» - здесь располагают обширным собранием печатных документов, освещающих эту героическую страницу начала восстановления Новгорода.

Памятник «Тысячелетие России» в центре новгородского кремля... Другого такого памятника в мире нет – он рассказывает о тысячелетней истории громадного государства.

Когда в августе 41-го, после ожесточенных боев, немцы вошли в древний Новгород, огромный монумент удивил и позабавил оккупантов; они с удовольствием фотографировались на фоне чужеродных кумиров. Но уж очень хороша была работа! Монументальный символ российской истории, созданный в 1862 г. по проекту М. Микешина, оккупанты намеревались переправить в Германию в качестве военного трофея.

Варварское разорение памятника, автогеном и ломами, началось зимой 43/44 гг. – обстановка на фронтах и чутье подсказывало захватчикам, что город скоро придется оставить. Для транспортировки тяжелой бронзы были проложены рельсы узкоколейки – от новгородского железнодорожного вокзала к основанию памятника. Но стре-мительное наступление в январе 1944 г. советских войск помешало немецкой аккуратности...

Первое, что увидели 20 января 1944 года в новгородском Кремле солдаты-освободители – это искорёженное, поруганное «Тысячелетие России» с наполовину снесенным шаром-державой. Сверженные наземь гигантские фигуры правителей России были разбросаны по площади и присыпаны снегом, словно убитые воины. Трехметровый крест, венчавший державу, срублен у основания и согнут в дугу; бронзовые крепления перерублены или вырваны из своих мест; шпаги, мечи, посохи, щиты и другие мелкие детали бесследно исчезли (исчезли даже буквы славянской вязи – 400 штук).

Смотреть на втоптанную в грязный снег «Россию в бронзе» было невозможно: для каждого новгородца вид поруганного памятника был сродни гражданскому, национальному унижению. Поэтому, не дожидаясь указаний из Москвы, монумент было решено восстановить в прежнем его виде немедленно, в числе первых объектов разоренного Новгорода.

Задача восстановления громадного монумента была возложена на Ленинградский областной отдел архитектуры, которым были проведены все работы по реставрации поврежденных фигур. Недостающие детали монумента, крепежные болты изготовили на ленинград-ских литейных заводах.

Устанавливали отреставрированные фигуры на Памятник восемь, как пишет В.Г. Смирнов, « голодных и холодных работяг», взявших личное обязательство закончить работу к 27-й годовщине Октябрь-ской революции. Без подъемного крана, используя простейшие строительные технологии - леса, лебедку, наклонный настил для вагонетки, двигавшейся по рельсам от немецкой узкоколейки, - рабочие подняли на 10-метровую высоту фигуры огромной тяжести, более 2,5 тонн каждая. Под конец на установленных фигурах памятника зачеканивали и зачищали швы. Бронзу покрыли черным лаком. Чтобы не терять ни одной рабочей минуты, бухгалтер музея О.С. Серова получала на всех продовольственные карточки, а также выдавала зарплату, приходя с ведомостями и деньгами прямо к памятнику.

1 ноября 1944 г. газета «Новгородская правда» известила жителей города об окончании восстановления памятника, и его торжественное открытие было назначено на 2 ноября.

В фильмотеке Новгородского музея хранится редкостная кинолента: в маленький кадр вместилось все немногочисленное население Новгорода, собравшееся в тот осенний, холодный вечер на торжественный митинг в украшенном кумачовыми флагами и транспарантами Кремле. Худые, изможденные лица озарены радостными улыбками. Председатель горисполкома, так любимый новгородцами Михаил Васильевич Юдин рассказал о первых успехах города и пожелал: «Пусть восстановленный памятник воодушевляет фронтовиков на новые боевые успехи, а нас на трудовые подвиги в деле восстановления Новгорода!».
Еще шла война и лежали в развалинах новгородские дома, но микешинский шедевр – горделивый символ национального самосознания и единения – уже возвышался в центре Кремля еще и как символ освобожденного Новгорода и грядущей скорой Победы.

Где уносит в вечность храм Софии
Голубя литого на кресте,
В честь тысячелетия России
Встал он на гранитной высоте.
Родину свою увековечив,
Вдохновенный скульптор здесь собрал
Делегатов от веков на вече
На высокий круглый пьедестал.
Надвигались испытанья грозно.
Лязгал танками двадцатый век...
И стонал под сброшенною бронзой
Почерневший новгородский снег.
Бронзовых, топтали их в бессилье,
Пятили к погрузке кузова...
Но стояла твердо мать-Россия,
Шла на помощь стольная Москва.
Гром орудий с Волхова до Шпрее
Плыл, как вечевой набатный звон.
Нет, Россию никому трофеем
На позор не увезти в полон...
Бронзовая Русь сияет снова.
Памятнику вечно здесь стоять.
Меч в ножнах у Дмитрия Донского.
Белый голубь сел на рукоять.
(Антонин Чистяков)