Мастер художественного слова

15 марта исполнилось 85 лет со дня рождения русского советского писателя и публициста, общественного деятеля, Героя Социалистического Труда Валентина Григорьевича Распутина.

Мало кто из наших литераторов умел так глубоко и пронзительно описать саму душу земли русской, которую мучили, уродовали весь ХХ век. Сам родившийся и выросший в сибирском селе, Валентин Григорьевич испытывал большую тревогу за будущее исчезающих поселений, за сохранение древних традиций. Из всей замечательной плеяды писателей-деревенщиков, да и вообще, прозаиков его поколения он был «номером 1» и при этом самым скромным, вовсе не тщеславным, даже не честолюбивым. 

К юбилейной дате писателя библиотека «На Державина» подготовила книжную выставку, знакомящую читателей с творчеством В.Г. Распутина. На ней представлены все самые известные произведения писателя. Это повести «Век живи – век люби», «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Уроки французского», сборник рассказов «Нежданно-негаданно». Все эти произведения открыли для миллионов читателей не только нашей страны, но и за рубежом, превосходного писателя, тонкого мастера слова, глубокого душеведа – одним словом, классика. А повесть «Пожар», написанная в 1985 году, оказалась пророческой. В ней автор незадолго до «перестройки», описав уничтожение огнём складов в посёлке лесозаготовителей, ставит пророческий диагноз: скоро заполыхает вся страна, а что не сгорит, то растащат, да ещё и убивать друг друга начнут за тряпки-барахло.

В 1970–80-е годы прошлого столетия произведения Распутина экранизировали и ставили на главных театральных сценах страны.

В девяностые и в начале нулевых Распутин писал жёсткую, бескомпромиссную публицистику о погроме, который устроили в России новые власти. Произошедшее воспринимал как национальную катастрофу, а шансы на возрождение практически уничтоженного русского народа оценивал пессимистически. Да и как тут было не отчаяться, ведь то, о чём он предупреждал, свершилось в гораздо худшем, злобно-абсурдном виде. Под стать газетным и журнальным статьям были и его выходившие тогда рассказы: «Сеня едет», «В больнице», «Нежданно-негаданно» и другие. 

Лебединой песней писателя стала повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», также представленная на нашей выставке. Повесть была написана в 2003 году. Главной героиней её вновь оказывается простая русская женщина, как и во всех повестях Распутина. Узнав, что её пропавшую дочь изнасиловал торговец-азербайджанец, и что ему за это ничего не будет, так как представители всесильной диаспоры подкупили следователя, Тамара Ивановна своими руками мастерит обрез и, пронеся его в сумочке в здание прокуратуры, вершит правосудие над насильником.

Волшебство прозы и притягательность личности Распутина лучше, точнее всех описал его друг – литературный критик Валентин Курбатов: «Он писал каждое слов, как Адам, поднимая его к свету и глядя, чтобы зёрнышко этого слова было видно, чтобы сквозь каждое слово было видно его начало. Вот почему нам так запомнились все его слова, почему все они ложились в самое наше сердце, кто бы его ни читал – изощрённые интеллектуалы, космонавты, крестьяне… Матушка Россия выбрала его из деревенских писателей – любимого, младшенького, последнего сына, и всю любовь в нём выговорила».

Ждём вас, наши уважаемые читатели. Время читать хорошие книги!