Мастер психологического портрета
26 июля 1885 года родился Андре Моруа (настоящее имя Эмиль Саломон Вильгельм Эрзог) – французский писатель, мастер жанра романизированной биографии.
Творческое наследие Моруа поистине огромно – 200 книг, более тысячи статей. Среди его произведений – психологические романы и рассказы, фантастические новеллы и путевые очерки, биографии великих людей и литературные портреты, исторические труды и философские эссе – «Чувства и обычаи», «Поль Верлен. Калибан, который был Ариэлем», научно-популярные работы – «История Англии» и «История Франции». Но, прежде всего, Моруа – мастер биографического жанра, где на основе точной документации он рисует живые образы великих людей. Всемирную известность он завоевал биографическими произведениями «Байрон», «Тургенев», «Лелия, или Жизнь Жорж Санд», «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго», «Три Дюма», «Жизнь Александра Флеминга».
В год своего 80-летия Андре Моруа написал последний биографический труд «Прометей, или Жизнь Бальзака» (1965). А в 1970 году была издана его книга «Мемуары», в которой писатель рассказал о своей жизни, о встречах с такими великими современниками, как Рузвельт и Черчилль, де Голль и Клемансо, Киплинг и Сент-Экзюпери.
Сегодня Андре Моруа нашим читателям известен, прежде всего, как автор психологических романов и рассказов о любви. Мы предлагаем вам лучшее из творческого наследия Моруа: произведения, воплотившие в себе всю прелесть его ироничного таланта постижения человеческой психологии.
Роман «Превратности любви», написанный в 1928 году, сразу же принёс А. Моруа мировую славу. Основой романа послужила ранее написанная новелла «Марокканская ночь, или Смерть и воскресение Филиппа». Этот роман во многом автобиографичен, искренне и трогательно звучат исповеди любви главных героев – Филиппа и Изабеллы. И каждая исповедь – это история страсти, история обретения и потери родственной души, тайна которой даже для любящего оказывается непостижимой.
В романе «Семейный круг» (1932) Андре Моруа обращает свой пытливый писательский взгляд на брачные отношения. Главная героиня романа Дениза, будучи ещё ребёнком, узнает, что её мать изменяет отцу, от чего получает сильную душевную травму. Все последующие события становятся как бы неким продолжением душевной травмы девочки. У нее сложные отношения с матерью, ещё сложнее отношения с отцом из-за жалости к нему. Непросты взаимоотношения с окружающим ее обществом: все шушукались у нее за спиной, с ней не хотели дружить, ее не приглашали в гости, её стеснялись, над ней подшучивали, говорили за глаза, что ее мама распутная женщина. Люди осуждают ее семью, от этого Денизе очень тяжело. Но героиня взрослеет, выходит замуж. Брак без любви, основанный только на уважении, общих жизненных целях не приносит Денизе ни счастья, ни покоя. Попытки совместить семейную жизнь с жизнью свободной женщины приводит к конфликту с мужем и молчаливому сопротивлению детей. Круг замкнулся...
И, наверное, самое гениальное произведение Андре Моруа – «Письма незнакомке» (1956). Если эта книга попала вам в руки, то оторваться от неё уже будет невозможно. Книга, читая которую, примеряешь на себя каждое слово, каждое обращение. Моруа раздумывает над поведением и нравами людей, взаимоотношениями мужчин и женщин, приемами обольщения, почему браки оказываются счастливыми, почему случаются разводы и угасают чувства. Автор обращает свои письма к женщине, но кто она – остается загадкой для читателя. Случайно увиденный женский силуэт в театральном партере, мелькнувшая где-то в сутолоке дня прекрасная дама – так появилась в воображении Моруа Незнакомка, которую писатель наставляет, учит жизни, слегка воспитывает. Роман, написанный в прошлом веке, до сих пор актуален. Очень многому эти письма могут научить и нас, читателей XXI века, – они будут полезны не только женщинам, ищущим опору в этой жизни, но и мужчинам, так часто не понимающим логику поведения и психологию представительниц прекрасного пола.
«Фиалки по средам» (1953 г.) – так называется сборник новелл Андре Моруа, в который вошёл рассказ, давший ему название. Читая эти небольшие по объёму произведения, создаётся впечатление, будто сам автор рядом и просто рассказывает нам свои обыкновенно-необыкновенные истории. Одни вызывают у нас улыбку, смех, другие задевают самые глубокие чувства и заставляют задуматься. Удивительно, но каждый рассказ заканчивается не так, как мы могли бы предположить. Казалось бы, что главный герой вот-вот обретёт всё то, о чём он мечтал и желал, но тут судьба подкидывает ему пару трудностей.
В 1956 году Андре Моруа издал роман «Сентябрьские розы». В нём автор вновь исследует тончайшие проявления человеческих страстей. Герой романа – знаменитый писатель Гийом Фонтен, мужчина почти шестидесяти лет. Его книгами зачитывается вся Франция. Он женат вот уже двадцать лет на Полине Фонтен. Благодаря заботам жены, в его жизни всё отлажено и прекрасно, и идёт своим чередом. Ему недостает лишь чуда – чуда любви, благодаря которой осень жизни вновь становится весной. И тогда герой ищет её на стороне...
Книги Андре Моруа вошли в золотой фонд французской литературы. В своих произведениях он показывает нравы людей той эпохи, увлекательно рассказывает об их жизни, рассуждает о природе любви и брака. Его книги – искренние, легкие, полные светлого юмора – поднимут настроение в минуты печали.