«Непрочитанный Леонов»
Библиотека «На Державина» приглашает на книжную выставку «Непрочитанный Леонов», посвящённую 120-летию со дня рождения русского советского писателя Л.М. Леонова.
9 мая исполняется 120 лет со дня рождения Леонида Максимовича Леонова – русского советского писателя и драматурга, игравшего заметную роль в литературном процессе на протяжении более чем 60 лет. В советское время его считали мастером социалистического реализма, в новейшее время обращают внимание на острый интерес к проблематике христианской нравственности, на продолжение традиций Ф.М. Достоевского.
Имя этого классика, сравнимого по силе с Набоковым и Булгаковым, обычно упоминается в связке с двумя эпитетами – «забытый» и «непрочитанный». Блистательный стилист, дважды номинант на Нобелевку, философ традиции Достоевского, автор беспощадной человеческой комедии и в этом смысле наследник Бальзака, Флобера и Золя, он заслужил восхищение Горького, зависть Бунина и поклонение Распутина.
«У него очень интересная судьба. Родился в Москве. Оба деда владели книжными лавками в Зарядье, отец был известным поэтом суриковской школы. Сам писатель женился на дочери Сабашникова, крупнейшего книгоиздателя. В годы Гражданской войны оказался в Архангельске, служил в Белой армии, потом, как пишут, поступил добровольцем в Красную. Первые книги, повесть «Петушихинский пролом» и роман «Бурсуки», опубликованные в начале двадцатых годов, позволили заговорить о нём как о безусловном мастере. «Этот человек, без сомнения, является одной из самых больших надежд русской литературы», – характеризовал его Максим Горький. Они дружили, сохранилось много фотографий, сделанных на вилле в Сорренто. Там Леонов начал модернистский роман «Вор», нашумевшую повесть о жизни русской эмиграции «Evgenia Ivanovna», не допущенную к печати и опубликованную через 25 лет.
Леонов – большой художник, его мастерство считывается на уровне каждой метафоры. Замечательны «Барсуки», «Соть», «Скутаревский», «Дорога на океан», повести «Конец мелкого человека», «Белая ночь», «Провинциальная история», пьесы «Унтиловск», «Метель», «Волк». Гениальна «Пирамида», вышедшая в год смерти писателя, ставит в тупик неожиданной метафизической подоплёкой. Но самая печальная судьба у романа «Русский лес» – первый русский экологический роман, писавшийся в те годы, когда об охране окружающей среды никто не слышал. Роман угодил в категорию «производственных», он оказался чуть ли не единственной в ХХ веке книгой, непосредственно повлиявшей на исторический процесс. После её выхода задача озеленения восточных степей приобрела масштаб государственной важности.
Он был и остаётся самым непрочитанным советским классиком. Может быть, потому-то Леонов и недооценен, что его сложно устроенная проза требует слишком вдумчивой читательской работы, не даёт готовых выводов и схем, настраивает на соразмышление. (По материалам журнала «Свой», №5. – 2019).
С книгами Л.М. Леонова можно познакомиться на книжной выставке в библиотеке «На Державина» до 31 мая с 10.00 до 19.00.