Подвиг Александра Матросова

Центр исторического чтения центральной городской библиотеки им. Д.М. Балашова приглашает на выставку, посвящённую 75-ой годовщине подвига самопожертвования Александра Матросова.

В послевоенные годы многие события приходилось восстанавливать по крупицам. Поднимая архивные документы, историки наталкивались на противоречия – некоторые данные были фальсифицированы, некоторые имели существенные расхождения. Одним из событий Великой Отечественной войны, которое вызвало споры в исторических кругах, стал подвиг Матросова.

Согласно официальной версии Александр Матвеевич родился в Днепропетровске в 1924 году. Относительно происхождения Александра историки выдвигают две теории. В одной из них утверждается, что Матросов был выходцем из Самарской губернии – село Высокий Колок. Другая версия полностью опровергает не только место рождения солдата, но и его имя. Согласно выдвинутым предположениям Александр именовался как Шакирьян Юнусович Мухамедьянов и родился в Башкирской республике, впоследствии он сам придумал себе новое имя и фамилию. В одном все теории сходятся – Матросов вырос в тяжелых условиях. Свое детство он провел в детских домах. На фронт пошёл добровольцем. Расхождения касаются не только биографии героя, но и самого подвига, который современные историки трактуют по-разному.

Несмотря на большое количество противоречий, как в самой биографии Матросова, так и в версиях его действий, его поступок не перестанет от этого быть геройским. Во многих городах бывших республик Советского Союза улицы и площади носят имя героя до сих пор. Многие солдаты, и до Матросова, и после него, совершали подобные поступки. По мнению ряда авторов, такими людьми оправдывалась бессмысленная гибель людей в боях. Солдаты были вынуждены идти в лобовые наступления на огневые пулеметные точки врага, подавить которые в ходе артподготовки даже не пытались. Матросов Александр Матвеевич стал не только героем Советского Союза, но и национальным героем Башкирии.

Юнус Юсупов, по одной из версий являвшийся его отцом, после смерти Саши гордо ходил по своей деревне, говоря о том, что "его Шакирьян" настоящий человек. Правда, односельчане не верили ему, но от этого гордость отца за сына не уменьшалась. Он считал, что Шакирьян должен стать вторым, после Салавата Юлаева, башкирским национальным героем. Мистификация укрепляет мифические представления: герой становится человечнее, живее, убедительнее. Вне зависимости от того, кем был он на самом деле – Шакирьяном или Сашей, сыном башкира или русского, – главные моменты его жизни бесспорны. В его судьбе были и детские дома, и колония, работа и служба. Но кроме всего, в его жизни был и подвиг во имя свободы советского народа.

В фонде центра исторического чтения есть несколько книг посвящённых Александру Матросову. (Подробнее о книгах во вложении).

Выставка будет работать весь февраль.
Режим работы библиотеки понедельник – суббота с 11 до 19. Справки по телефону 63-53-62.