История цареубийства в России
Центр исторического чтения центральной городской библиотеки им. Д. М. Балашова приглашает на выставку «История цареубийств в России», которая начинает работать с 16 марта.
«Фу-фу-фу, - скажете Вы, наш уважаемый читатель, - Опять про смерть, криминал, да мы это по телику каждый день видим в «ментовских сериалах!» Увы, к сожалению, подобных страниц в нашей истории было немало (в Европе, правда, больше, вспомните историю Франции, например!). В подборке материалов на выставке мы постарались ответить на вопрос, почему же это случалось, как у горстки людей поднималась рука на помазанника Божия, и почему народ безмолвствовал. Монархи могли быть лишены жизни в результате дворцового заговора, покушения или революции.
Вот о ком пойдёт речь:
- 1174 - великий князь владимирский Андрей Боголюбский убит в своей резиденции в Боголюбове заговорщиками-боярами;
- 1605 - свергнутый царь Фёдор II Борисович Годунов убит по требованию Лжедмитрия I;
- 1606 - царь «Дмитрий Иванович» (Лжедмитрий I) убит во время мятежа в Кремле;
- 1762 - свергнутый император Пётр III умер при невыясненных обстоятельствах. В правительственном сообщении было объявлено, что он скоропостижно скончался от болезни (и эта точка зрения поддерживается рядом современных историков). Однако часто считается, что он был убит приставленными к нему приближёнными Екатерины II (долгое время эта версия была общепринятой в науке);
- 1764 - свергнутый император Иоанн Антонович убит в Шлиссельбургской крепости собственной стражей, согласно инструкции, при попытке В. Я. Мировича освободить его;
- 1801 - император Павел I убит заговорщиками (официальной версией в течение XIX века был апоплексический удар), цареубийцы не были наказаны, более того некоторые из них были впоследствии награждены. Александр I, пассивно участвовавший в заговоре, при этом косвенно является и отцеубийцей;
- 1881 - император Александр II убит террористами. Это убийство выдающийся русский философ В.В.Розанов назвал «помесью Безумия и Подлости»;
- 1918 - бывший император Николай II вместе с семьёй и приближёнными лицами расстрелян большевиками.
Оптинский старец Анатолий (Потапов) предупреждал своих чад: «Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а... не будет Царя, не будет и России... Как человек с отрезанной головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим» (Н. Д. Жевахов, Воспоминания, Мюн., 1923, стр. 161)
Имея за спиной опыт Французской революции и убийства короля Людовика XVI, граф Жозеф де Местр писал в «Рассуждениях о Франции» в 1797 г.: «Любое посягательство на Верховную власть, сотворенное от имени Народа, всегда есть в большей или меньшей мере национальное преступление, ибо всегда Нация виновна в том, что некое число мятежников в состоянии совершить преступление от ее имени… Жизнь всякого человека драгоценна для него, но жизнь тех, от кого зависит множество жизней, жизнь государей драгоценна для всех. А если жизнь Государя пресекается преступлением, на месте, которое он занимал, разверзается ужасная пропасть и туда низвергается всё, что его окружало. Каждая капля крови Людовика XVI обойдется Франции потоками крови. Четыре миллиона французов, быть может, заплатят своей головой за великое народное преступление – за противорелигиозный и противообщественный мятеж, увенчавшийся цареубийством».
В Послании Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и его семьи сказано:
«Грех цареубийства, происшедший при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании... Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора. Отрекаясь от грехов прошлого, мы должны понять: благие цели должны достигаться достойными средствами. Созидая и обновляя жизнь народа, нельзя идти по пути беззакония и безнравственности. Совершая любое дело, даже самое доброе и полезное, нельзя приносить в жертву человеческую жизнь и свободу, чьё-либо доброе имя, нравственные нормы и нормы закона...».
В одной песне Жанна Бичевская поёт: «Покаемся – поднимемся с колен». Так может уже пришло время для покаяния? И хватить говорить, что это же не я, не наше поколение?
Приходите к нам на выставку. Надеемся, наш думающий читатель, Вы найдёте ответы на многие вопросы, которые ставит перед нами История.
Мы работаем с понедельника по субботу с 11 до 19. Справки по телефону 63-53-62.