Ширяев В., Котов Д. «Сценарное мастерство»
Каждый писатель, наверное, задумывался о написании сценария. И, конечно же, это должен быть сценарий такого фильма, чтобы зрители смотрели на одном дыхании…
Если вы тоже имели подобный опыт или только мечтаете приступить к этому увлекательному и сложному делу, вам окажется полезной книга сооснователей Высшей школы кино «Арка», продюсеров и сценаристов Вячеслава Ширяева и Дмитрия Котова «Сценарное мастерство» (2022 г.).
Основные достоинства книги – чёткое, простое и ясное изложение материала, плюс масса примеров из шедевров мирового кино. Это практически пошаговое руководство к тому, как построить и написать сценарий своего фильма, причём с подробным чек-листом.
Авторы рассказывают о том, как создать по-настоящему живого и запоминающего персонажа, которому будут сопереживать зрители. Какие детали помогут «нарисовать» интересный и детализованный сеттинг. Как проработать основной конфликт сюжета, образы антагониста и второстепенных персонажей. В книге подробно разбирается трёхактная структура сюжета и отмечается, что и в каких пунктах сценария должно происходить. Уделяется внимание построению отдельных сцен и написанию диалогов. Рассматриваются важные приёмы, которые делают фильм интересным для зрителей.
Читать книгу приятно, она не грузит излишним теоретизированием. Чек-лист выделяет основное, и по нему удобно проверять уже готовый сценарий.
Несколько цитат:
«Один из самых надёжных способов сделать вашего героя интересным – поставить ему какой-нибудь «диагноз», а потом успешно вылечить его, если это возможно и необходимо».
«Найдя выход из одной драматической ситуации, герой снова «получает по носу» от антагониста и оказывается в новой. Таким образом, из-за козней антагониста он движется от одной драматической ситуации в другую, всё нагляднее демонстрируя зрителю свои истинный характер».
«Второй акт – это пора цветения, время, за которое маленький бутон, зародыш конфликта, становится полноценным цветком – настоящим, острым конфликтом, ставящим перед протагонистом вопросы жизни и смерти».
«Создать несколько десятков выдающихся сцен на одну тему, с одними и теми же героями, на основе одного и того же конфликта – задача из разряда невозможных. Это вовсе не значит, что нужно расслабиться и писать как попало. Безусловно, необходимо стремиться к идеалу, чтобы получить достойный результат».
«Сценарии не пишутся, а переписываются. […] Обычно в производство идут десятые, пятнадцатые драфты сценариев, известны случаи, когда съёмки начались по двадцатой версии».
В общем, бери, читай и пиши! Если, конечно, у тебя уже есть хорошая идея… И, если тебе ещё не страшно!
Кстати, прозаикам книга может тоже пригодиться, ведь образы героев и сюжеты романов и повестей строятся сходным образом, так что советы сценаристов будут очень кстати.
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке им. Д.М. Балашова. Ждём вас с понедельника по субботу, с 11:00 до 19:00, выходной – воскресенье.
Наш адрес: Великий Новгород, ул. Т. Фрунзе – Оловянка, д. 7, телефон для справок: 66-28-79, 89539040770.