Фридрих Ницше «Человеческое, слишком человеческое»

Фридрих Ницше «Человеческое, слишком человеческое»

В центральную городскую библиотеку поступила книга Фридриха Вильгельма Ницше «Человеческое, слишком человеческое».

В мировой истории Фридрих Ницше фигура многогранная. Великий немецкий мыслитель, создатель самобытного философского учения прожил непродолжительную, но яркую жизнь.

Вокруг его личности слагалось множество легенд, особенно о причинах его смерти. Наличие неблагоприятного органического фона всей семьи Ницше (отец, сестра, дядя и две тетки Ницше страдали психическими заболеваниями) сказалось на психическом здоровье самого философа.

Итак, родился Фридрих Вильгельм Ницше 15 октября 1844 в Рёккене (Германский союз). В гимназии «Пфорта» Фридрих увлекся изучением античных текстов, стал пробовать себя на роль писателя, оживленно интересовался философскими и этическими проблемами. Он прочел Шиллера, Байрона, Гёльдерлина, а также познакомился с музыкой Вагнера.

В 1962 году Фридрих Ницше отправился в Боннский университет, где начал изучать теологию и филологию. В возрасте 24 лет, будучи ещё студентом, он был приглашён на должность профессора классической филологии в Базельский университет ‒ это беспрецедентный случай в истории университетов Европы.

В 1868 году Ницше познакомился с композитором Рихардом Вагнером, который произвел на философа чрезвычайно сильное впечатление. Их дружба длилась всего три года. Причин для разрыва дружбы между мужчинами было много, но больше всего Фридриха укололо негативное высказывание Вагнера о книге Ницше «Человеческое, слишком человеческое» 1878 года, которую Вагнер назвал «печальным свидетельством болезни» её автора.

К 30-ти годам Ницше практически ослеп, его мучили бессонница и головные боли.

В конце 1882 года Ницше совершил путешествие в Рим, где познакомился с Лу Саломе (1861—1937), оставившей значительный след в его жизни. Ницше с первых секунд был покорён её гибким умом и невероятным обаянием. Однако сестра Ницше, Элизабет, была против дружбы своего брата с Лу Саломе, поэтому она написала Лу письмо в грубой форме, из-за которого друзья навсегда поссорились. Но вследствие этой дружбы Фридрих Ницше написал книгу «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого».

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. И, тем не менее, популярность к нему пришла именно в конце 1880-х годов.

Окончательно Ницше потерял рассудок после увиденного избиения лошади. 

Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них ‒ лечение описанных выше головной боли и бессонницы хлоралом и вероналом, о пагубном влиянии которых на нервную систему во время жизни философа известно не было; плохая наследственность; возможное заболевание сифилисом, который вызвал прогрессивный паралич с нарушением психической деятельности (не доказано); шизофрения; опухоль головного мозга.

Философ был помещён в базельскую психиатрическую больницу своим другом, профессором теологии, Францем Овербеком, где оставался до марта 1890 года, когда мать Ницше забрала его к себе домой, в Наумбург.

После смерти матери здоровье Ницше значительно ухудшилось, болезнь не отступала от философа ни на шаг до самой смерти 25 августа 1900 года.

Работу над книгой «Человеческое, слишком человеческое» Ницше начал в Сорренто, куда он переехал осенью 1876 года, прервав по состоянию здоровья свои лекции в университете и взяв годичный отпуск. Изначально книга вышла в двух томах (1878 год). Ницше посвятил книгу «в столетнюю годовщину со дня <…> смерти» Вольтера. Она вызвала бурные отклики и отзывы. Одни философы называли «Человеческое, слишком человеческое» «державной книгой», другие писали довольно-таки агрессивные статьи на ее счет. Рихард Вагнер также был против этой книги, он считал, что Ницше выступил в своей книге, как нигилист и аморалист.

Для самого Фридриха Вильгельма Ницше книга явилась переломной в его философии: «его взгляды покинули почву метафизики и идеализма и устремились к позитивистски окрашенному реализму». На резкую смену взглядов Ницше повлияла встреча с философом-позитивистом и психологом Паулем Ре. И его друг Вагнер стал всё чаще в своих операх обращаться к христианским мотивам (Ницше презирал христианство) и больше зависеть от публики, композитор жаждал ее признания, Ницше же бежал от всякой толпы и высмеивал честолюбивых людей, в прочем это еще одна причина по которой дружба между Ницше и Вагнером закончилась.

Почти все поднятые в книге темы отображаются с характерной проницательностью и честностью, если не со скепсисом и иронией. Фраза Ницше «Человеческое, слишком человеческое» относится к оценке того, что люди называют божественными установлениями, высшей моралью, т.е. тому, что считается не человеческим, а неким высшим законом. Ницше же фактически говорит, ‒ нет, это все слишком человеческое под маской «высшего».

Например, во втором отделе книги: К истории моральных чувств, тезис 57 «Мораль как саморазделение человека» Ницше пишет, что «в морали человек является себе самому не как individuum, а как dididuum». Это когда, например, «солдат ради победы своего отечества хочет умереть на поле битвы: ибо в победе отечества торжествуют победу его высшие желания» или же, когда «мать отдает ребенку то, что она отнимает от самой себя: сон, лучшую пищу, а при случае свое здоровье и имущество». Ницше называет склонность отдаваться потребностям или желаниям, каковы бы ни были последствия, «неэгоистичным» состоянием, потому как «человек любит некоторую часть себя самого – свою мысль, свое желание, свое создание  ‒ более, чем некоторую другую часть себя, то есть что он разделяет свое существо и приносит в жертву одной  его части другую…».

Книга «Человеческое, слишком человеческое» включает в себя предисловие, эпилог «Среди друзей» и девять отделов: 

1. О первых и последних вещах
2. К истории моральных чувств
3. Религиозная жизнь
4. Из души художников и писателей
5. Признаки высшей и низшей культуры
6. Человек в общении
7. Женщина и дитя
8. Взгляд на государство
9. Человек наедине с собой.

Ницше заносил в свою записную книжку под общим названием «Сонник» тезисы и свои мысли на их счет. Всего тезисов насчитывается 638, они не прерываются в отделах книги, а являются размышлениями всего произведения.

Взять книгу для чтения «Человеческое, слишком человеческое» Фридриха Ницше можно на абонементе центральной городской библиотеки с 11.00 до 19.00, с понедельника по субботу, выходной день – воскресенье. 

Узнать о наличии книги можно по тел. 66-28-79 или +7 9539040770.