Прилепин З. «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы»
Клуб любителей чтения «Ариадна» при центральной городской библиотеке им. Д.М. Балашова приглашает познакомиться с новой книгой – Захар Прилепин «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы».
Книга читается как интереснейшее художественное произведение. Это собрание биографий литераторов Золотого века еще до издания наделало много шума. Ярые критики возмутились: «Поэты и война? Изящная лирика и кровь?»
Ответ автора:
«Литература вне политики, всё чаще повторяют нынче. Что, простите? Вне чего она?
Принятие христианства, княжеская междоусобица, нашествие Орды, присоединение к России Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, пугачёвщина, декабристы и народовольцы, русско-польские, русско-шведские, русско-турецкие войны, Отечественная война 1812 года, Кавказская война, Крымская война, русско-японская война, Первая мировая, Гражданская война Вторая мировая – это политика или что?
Можно представить русского поэта, который был вне этого?
А где он был тогда?»
И правда, где?
Щеголи, позеры, почтительные сыновья, нежные влюбленные, дерзкие повесы и дуэлянты, талантливые поэты и мудрые философы – вот они, яркие представители Золотого века.
Про них написана немало исследований, известно, с кем они дружили и враждовали, что они ели и пили, каких женщин почтили своим вниманием… А как воевали? Многие из них были профессиональными военными, отдавшими армии многие годы жизни. Но литературоведы этого вроде бы и не заметили. Так, несколько фраз мимоходом обронили…
Поэты, знакомые нам по школьным учебникам, гнали турка, француза, шведа и поляка, а между боями сочиняли, публиковались, становились членами тайных обществ, проигрывали в карты имения, влюблялись… И гениальность их не была помехой кровавой военной работе.
Эти люди были разными, но объединяло их одно – они всегда отстаивали интересы своего государства – если надо – с оружием в руках.
А Прилепин прослеживает связь творчества и военной биографии каждого из своего «Взвода».
Эта книга и о самом Захаре Прилепине, о его энциклопедических знаниях в области русской поэзии, русской литературы, русской истории. О его умении анализировать, смотреть на известные вещи под неожиданным углом.
Книга читается на одном дыхании еще и потому, что политические споры о судьбах России и Европы в гостиных того времени заметно перекликаются с рассуждениями нынешних либералов.
Послушайте-ка одного из них:
«Постоянно подчеркивая мысль о том, что России с Западом не договориться ни на государственном, ни на персональном уровне (в силу разнящихся «национальных кодов»), Прилепин подводит читателя к простому и, казалось бы, закономерному выводу: от войны все равно не укрыться, она предопределена, близка и неотвратима, вопрос лишь, когда именно она начнется и на чьей стороне сражаться. А раз так, то что тянуть — вон Батюшков с Катениным от войны не бегали.
Блестяще написанный, как и почти все книги Захара Прилепина, и потому в высшей степени привлекательный для читателя «Взвод», тем не менее базируется на двух распространенных манипулятивных приемах. Прилепин уверяет своего читателя, что если ему дороги стихи Пушкина, если ему симпатичны Денис Давыдов или Петр Чаадаев, то он должен последовать их примеру и, отринув сомнения, броситься в бой (ну, или по крайней мере горячо поддержать воюющих). Тем самым автор устанавливает мнимую логическую связь между понятиями, в действительности никак не связанными — любовь к Пушкину или Чаадаеву ни в малой мере не предполагает готовности воевать».
Люблю Пушкина и Чаадаева, а воевать не пойду, ищите дурачков в другом месте – так надо понимать? А вот это что значит: «на чьей стороне сражаться?..»
Похоже, критики Прилепина хотят донести до честного народа мысль, что воевать за Родину – дело дурное, древний, устаревший уже обычай, не принятый в среде просвещённых толерантных личностей.
Ну, раз так, книга тем более заслуживает самого пристального внимания. Хотя бы для того, чтобы понять, на чьей стороне быть…
Предки, правда, сами решили, без подсказок со стороны либеральной общественности…
Приятного чтения!
Клуб работает со вторника по субботу с 11.00 до 19.00, выходные дни: воскресенье, понедельник, тел. Для справок: 63-53-62