27.01.2015 «Левиафан»: тлен и ненависть в российской глубинке

В прошедшую субботу, 24 января, в библиотеке имени Балашова у всех желающих была возможность бесплатно посмотреть нашумевший фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» и поучаствовать в его обсуждении.

Представил фильм зрителям аспирант философского факультета Кирилл Аленевский. Показ во многих регионах состоялся на закрытых показах до официальной премьеры фильма в России, 5 февраля. Кстати, найти фильм можно с легкостью и в интернете, против чего сам режиссёр не возражал.


Мировая премьера картины Андрея Звягинцева состоялась на Каннском фестивале, где была положительно принята российскими и зарубежными критиками и отмечена наградой за лучший сценарий. Совсем недавно фильм завоевал американскую кинонаграду «Золотой глобус» как «Лучший фильм на иностранном языке». Чуть менее, чем через месяц, состоится «Оскар», где после «Золотого глобуса», который является во многом своеобразной репетицией главного кинофестиваля, картина ещё поборется за статуэтку.


Тому, у кого сложности с выражением впечатления от фильма, могу только посоветовать нажать на клавишу «повтор» через какое-то время. Не сразу, так как избавиться от нежелания жить после просмотра фильма некоторое время будет трудновато.

Во время обсуждения фильма в библиотеке развернулась целая словесная баталия. Картину осуждали за гиперболизированность, хвалили за универсальность, ругали за агитационность. Нет какого-то срединного положения: картина или понравилась, или вызвала отвращение своим изображением российской действительности. У нас же в России как: о незащищенных слоях населения мало вспоминают, пока Андрей Малахов не расскажет их историю в «Пусть говорят» или пока фильм про это не снимут.

«Левиафан» – это тот редкий случай, когда почти весь отснятый материал вошёл в окончательный вариант картины. Почти за два с половиной часа у зрителя, возможно, возникнет желание выключить фильм – уж слишком всё серо изображено. Талантливо снятые удивительной красоты северные пейзажи сняты настолько уныло, что посещают мысли не о завораживающей красоте северного края, а о промышленных отходах. Хотя оторвать взгляд от этой безнадежности тоже не хватает сил. Здесь стоит отдать дань великолепной операторской работе Михаила Кричмана.

«Левиафан» – это фильм, оставляющий двоякое впечатление.

Для истинно верующих он станет оскорблением, ибо в нём изображается церковь как пособник и духовный наставник государственной гидры, того самого демона, Левиафана, с которым борются обычные люди. Но, кстати, само определение Левиафана взято из Ветхого Завета, в котором он изображается как морское чудовище, часто отожествляемое с сатаной.

Иногда кажется, что все разборки, происходящие на экране – нереальны. Хотя бы потому, что приёмы, которые использует власть, были уместны, скорее в 90-х. Да и вполне адекватные люди не пьют водку с такой частотой, как это показано в фильме. Да и народ порадостнее живёт на севере. Есть же у них что-то кроме утех вроде выездов на шашлычки под водочку и стрельбы по пустым бутылкам.

Хотя матерятся примерно так же, а то и похлеще. И вообще фильм кажется слишком резким, провокационным. Но разве он получил бы «Золотой глобус», если был бы просто гнусненьким поклёпом на государственную власть вообще и российскую власть в частности?

Отметём лишнюю шелуху об «обманутом Министерстве культуры РФ», которое, по сути, выделило деньги на очернение страны, политике и прочей «чернухе», показанной в фильме. Надо признать, что «Левиафан» – это, прежде всего, произведение киноискусства, и тоже имеет право на существование. «Левиафан» – это наша реальность. И надо с ней считаться.

Фото Артура Крейтора

 

 

Источник: http://53news.ru/sobytiya/17880-leviafan-tlen-i-nenavist-v-rossijskoj-glubinke.html